-
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения:
об оборудованных учебных кабинетах: школа имеет 1 компьютерный класс, кабинет химии, биологии, 1 кабинет географии,1 кабинет ОБЗР, 1 кабинет русского языка и 1 кабинет литературы, 1 кабинет математики, 8 кабинетов начальной школы, 1 кабинет физики, 1 кабинет истории, 1 кабинет иностранного языка. Все кабинеты в ОУ оснащены интерактивными досками.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
об объектах для проведения практических занятий:
Для проведения практических занятий по технологии в школе имеется оборудованная мастерская. Для проведения практических занятий по информатике в школе имеется компьютерный класс. Для проведения лабораторных работ по биологии, физике и химии имеются необходимые материалы и оборудование.
о библиотеке(ах):
Библиотека находится по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, хутор Малоорловский, ул. Новая, д. 8.
Общая площадь библиотеки составляет 51,3 кв. м.
Библиотеченый фонд составляет 8940 экземпляров книг, учебников и методической литературы.
Из них:
• учебников - 4811 экземпляров;
• художественной и методической литератуы - 4129 экземпляров.
Число читателей 340 человек.
Обеспеченность учебниками 100%.
В школьной библиотеке читатели могут:
- получить книги на дом;
- поработать в читальном зале.
Консультационные услуги библиотеки:
- Индивидуальные и групповые консультации по поиску нужной информации для подготовки докладов и рефератов.
ПОРЯДОК обеспечения учебниками и учебными пособиями
Ведомость по нематериальным активам
об объектах спорта: ОУ располагает спортивным залом, спортплощадкой.
Сведения об объектах спорта
о средствах обучения и воспитания:
об условиях питания обучающихся: в школе имеется пункт питания 1-5 класс 30 мест, 6 -11 класс на 42 места.
В настоящее время организация питания передана «Мегаполису». В расписание занятий в ОУ предусмотрено 2 перерыва достаточной продолжительности по 25 минут для питания обучающихся. Обучающиеся школы 5-11 классов охвачены льготным горячим питанием.
Обучающиеся 1-4 классов в количестве 110 человек охвачены бесплатным горячим питанием.
об условиях охраны здоровья обучающихся:
Обеспечение безопасности в ОУ проводится в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми и организационно - распорядительными документами вышестоящих органов, утверждёнными планами работ, приказами и распоряжениями, действующим трудовым законодательством. Охрана ОУ располагает всем необходимым для экстренного вызова необходимой и квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. В ОУ установлена система автоматической пожарной сигнализации, для вызова по тревоге расчета пожарной команды. Ежегодно компетентными организациями проводится приемка готовности ОУ к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в ОУ контролируются педагогами, дежурным по школе. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный учитель. Регулярно в начале года с обучающимися проводится вводный инструктаж по охране труда и правилам безопасного пребывания в ОУ, на занятиях в учебных кабинетах, на уроках физкультуры и т.д. При проведении массовых и выездных мероприятий учителя проводят с обучающимися соответствующие инструктажи о правилах их безопасного поведения и действиях при возникновении возможной опасности. Ежемесячно в каждом классе проводятся классные часы, на которых рассматриваются вопросы безопасного поведения обучающихся на улицах, в транспорте, изучаются правила дорожного движения. На период проведения культурно-массовых мероприятий в ОУ разрабатываются и принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости обучающихся и персонала (привлекаются сотрудники казачества и полиции). Согласно утверждѐнному графику, проводится санитарно-технические осмотры здания и территории ОУ, проверяется состояние оборудования и инвентаря на предмет технической исправности и безопасности в эксплуатации. Ремонтные работы, монтаж оборудования, его сервисное обслуживание и проверка инженерных систем производится в соответствии с установленными регламентами, компетентными организациями на договорной основе.
Организация мер безопасности в МБОУ- СОШ №4 х.Малоорловский
1. Охранные :
- контрольно - пропускной режим;
- охрана имущества ОУ (осуществляется круглосуточно сторожами);
- охрана имущества учеников (осуществляют гардеробщики в гардеробе);
- систематическая проверка технических средств охраны;
- обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий;
2. Организационно-технические:
- укрепление ограждений по периметру школьной территории;
- регулярная проверка звуковой системы оповещения;
- систематическая проверка состояния охранно-пожарной сигнализации ;
- установка и эксплуатация системы наружного видеонаблюдения;
- обучение персонала пользованию огнетушителями.
3. Профилактические
- инструктажи персонала по обеспечению безопасности учебного процесса и внеурочной деятельности при возникновении ЧС ;
- инструктажи обучающихся по действиям при возникновении ЧС;
- проведение учебных тренировок по эвакуации обучающихся и персонала (не менее 4-х в год);
- регулярные осмотры охраняемого объекта сотрудниками полиции и сторожами ОУ;
- взаимодействие с правоохранительными органами и общественными организациями (противодействие «школьному» хулиганству, в том числе телефонному терроризму).
Основной деятельностью общеобразовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья. Основные направления представлены следующими блоками:
1. Организационный блок, отвечающий за координацию работы ОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников ОУ, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, обучающихся и их родителей;
2. Медико-логопедический блок, планирующий проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся и учителей, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
3. Оздоровительный блок, обеспечивающий формирование здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников ОУ, обучающихся и их родителей.
4. Педагогический блок, реализующий внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания
5. Родительский блок, индивидуальные и групповые методы работы с родителями обучающихся, стимулирующий повышение внимания родителей обучающихся к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности, работоспособность организма обучающихся.
Условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательной организации включают:
1. Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
2. Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников.
3. Оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
4. Обеспечение учебных кабинетов, спортивного зала и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил.
5. Наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (учителя физической культуры, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги).
Таким образом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Инфраструктура образовательного учреждения соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся. Рационально организован образовательный процесс. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни( родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия). Организована профилактическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися. Большое внимание уделяется требованиям к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, которые включают в себя :
1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, , учреждениями дополнительного образования детей
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;
5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Инфраструктура образовательного учреждения соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся.Соответствует состояние и содержание территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. В ОУ имеется столовая на 40 мест, которая имеет необходимое оснащение и условия для хранения пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
Учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, спортивные залы необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. В ОУ имеется медицинский кабинет для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний. В нём проводится обследование обучающихся аппаратом «Армис». Всю работу по созданию условий ,гарантирующих безопасность и укрепление здоровья в ОУ проводят : администрация, учителя. Направление данной работы реализуется на основании основной образовательной программы, адаптированной программой, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности. учителя используют в образовательном процессе здоровьесберегающие приемы, методы, формы, технологии , организуют динамические паузы (динамические перемены), физкультминутки на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности обучающихся. Преподаватели физической культуры организуют физкультурные и спортивных мероприятия с обучающимися по различным видам спорта, проводят дни здоровья. Обучающиеся ОУ принимают активное участие в комплексных мероприятиях (спартакиадах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня.
-
О доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям:
Наименование показателя
Всего компьютеров
Используемые в учебных целях
Доступные для использования обучающимися
Количество персональных компьютеров, из них:
54
50
10
- находящихся в составе локальных сетей
54
50
10
- имеющих доступ к Интернету
54
54
10
- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе:
о собственных электронных образовательных и информационных ресурсах (при наличии): не имеются
о сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах (при наличии):
Название | Ссылка |
---|---|
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://минобрнауки.рф/ |
Федеральный портал "Российское образование" | http://www.edu.ru/ |
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" | http://window.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru/ |
Доступная среда
- О специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе:
о специально оборудованных учебных кабинетах: кабинет педагога-психолога
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: отсутствуют
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: оснащена компьютером, который может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. Имеется доступ к электронной библиотеке с версией для слабовидящих.
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: не имеется
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
УМК для обучающихся с умственной отсталостью
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
Для доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется: пандус.
Для перемещения обучающихся с ОВЗ внутри здания имеются широкие коридоры, дверные проемы. Имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации.
о специальных условиях питания:
о специальных условиях охраны здоровья:
Обеспечение безопасности в ОУ проводится в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми и организационно - распорядительными документами вышестоящих органов, утверждѐнными планами работ, приказами и распоряжениями, действующим трудовым законодательством. Охрана ОУ располагает всем необходимым для экстренного вызова необходимой и квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. В ОУ установлена система автоматической пожарной сигнализации, для вызова по тревоге расчета пожарной команды. Ежегодно компетентными организациями проводится приемка готовности ОУ к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в ОУ контролируются педагогами, дежурным по школе. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный учитель. Регулярно в начале года с обучающимися проводится вводный инструктаж по охране труда и правилам безопасного пребывания в ОУ, на занятиях в учебных кабинетах, на уроках физкультуры и т.д. При проведении массовых и выездных мероприятий учителя проводят с обучающимися соответствующие инструктажи о правилах их безопасного поведения и действиях при возникновении возможной опасности. Ежемесячно в каждом классе проводятся классные часы, на которых рассматриваются вопросы безопасного поведения обучающихся на улицах, в транспорте, изучаются правила дорожного движения. На период проведения культурно-массовых мероприятий в ОУ разрабатываются и принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищѐнности обучающихся и персонала (привлекаются сотрудники казачества и полиции). Согласно утверждѐнному графику, проводится санитарно-технические осмотры здания и территории ОУ, проверяется состояние оборудования и инвентаря на предмет технической исправности и безопасности в эксплуатации. Ремонтные работы, монтаж оборудования, его сервисное обслуживание и проверка инженерных систем производится в соответствии с установленными регламентами, компетентными организациями на договорной основе.
Организация мер безопасности в МБОУ- СОШ №4 х.Малоорловский
1. Охранные :
- контрольно - пропускной режим;
- охрана имущества ОУ( осуществляется круглосуточно сторожами);
- охрана имущества учеников (осуществляют гардеробщики в гардеробе);
- систематическая проверка технических средств охраны;
– обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий;
2. Организационно-технические:
- укрепление ограждений по периметру школьной территории;
- регулярная проверка звуковой системы оповещения;
- систематическая проверка состояния охранно-пожарной сигнализации ;
- установка и эксплуатация системы наружного видеонаблюдения;
- обучение персонала пользованию огнетушителями.
3. Профилактические
- инструктажи персонала по обеспечению безопасности учебного процесса и внеурочной деятельности при возникновении ЧС ;
- инструктажи обучающихся по действиям при возникновении ЧС;
- проведение учебных тренировок по эвакуации обучающихся и персонала (не менее 4-х в год);
- регулярные осмотры охраняемого объекта сотрудниками полиции и сторожами ОУ;
- взаимодействие с правоохранительными органами и общественными организациями (противодействие «школьному» хулиганству, в том числе телефонному терроризму).
Основной деятельностью общеобразовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья. Основные направления представлены следующими блоками:
1. Организационный блок, отвечающий за координацию работы ОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников ОУ, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, обучающихся и их родителей;
2. Медико-логопедический блок, планирующий проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся и учителей, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
3. Оздоровительный блок, обеспечивающий формирование здорового жизненного стиля, активной жизненной позиции и устойчивой мотивации на здоровье у сотрудников ОУ, обучающихся и их родителей.
4. Педагогический блок, реализующий внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания
5. Родительский блок, индивидуальные и групповые методы работы с родителями обучающихся, стимулирующий повышение внимания родителей обучающихся к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности, работоспособность организма обучающихся.
Условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательной организации включают:
1. Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
2. Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников.
3. Оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
4. Обеспечение учебных кабинетов, спортивного зала и других помещений для пребывания обучающихся, воспитанников естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил.
5. Наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками (учителя физической культуры, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги).
Таким образом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Инфраструктура образовательного учреждения соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся. Рационально организован образовательный процесс. Большое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении; организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни( родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия). Организована профилактическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися. Большое внимание уделяется требованиям к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, которые включают в себя :
1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, , учреждениями дополнительного образования детей
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;
5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Инфраструктура образовательного учреждения соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся.Соответствует состояние и содержание территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения. В ОУ имеется столовая на 40 мест, которая имеет необходимое оснащение и условия для хранения пищи в соответствии с требованиями санитарных правил.
Учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, спортивные залы необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ. В ОУ имеется медицинский кабинет для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний. В нём проводится обследование обучающихся аппаратом «Армис». Всю работу по созданию условий ,гарантирующих безопасность и укрепление здоровья в ОУ проводят : администрация, учителя. Направление данной работы реализуется на основании основной образовательной программы, адаптированной программой, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности. учителя используют в образовательном процессе здоровьесберегающие приемы, методы, формы, технологии , организуют динамические паузы (динамические перемены), физкультминутки на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности обучающихся. Преподаватели физической культуры организуют физкультурные и спортивных мероприятия с обучающимися по различным видам спорта, проводят дни здоровья. Обучающиеся ОУ принимают активное участие в комплексных мероприятиях (спартакиадах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня.
о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ:
Сайт школы имеет режим просмотра, адаптированный для слабовидящих людей.
именование показателя |
Всего компьютеров |
Используемые в учебных целях |
Доступные для использования обучающимися |
Количество персональных компьютеров, из них: |
54 |
50 |
10 |
- находящихся в составе локальных сетей |
54 |
50 |
10 |
- имеющих доступ к Интернету |
54 |
54 |
10 |
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ:
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской федерации
Федеральный портал "Российское образование"
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Портал Призидентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина
Каталог электронных образовательных ресурсов (DOCX; 57 КБ)
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: отсутствуют
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: не имеется
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: не имеется
В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
К сожалению, нынешние дети, придя в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. И как результат, учебная нагрузка приводит к снижению работоспособности, умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозы. Это в свою очередь становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности. Поэтому школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Большое внимание в нашей школе уделяется здоровьесберегающим технологиям.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья обучающихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у обучающихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные. Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
-гигиенические.